Начинаем подготовку к следующему празднику в нашем Еврейском Календаре, к Песаху, с философского вопроса.
Давайте копнем глубже. Для начала разговора нам понадобится цитата из ханукальной вставки молитвы Амида: "Благодарим мы Тебя ... за ... (то, что) отдал сильных в руки слабых, и многочисленных в руки немногих, и нечистых в руки чистых, и злодеев в руки праведников ..." Фраза многозначная, не правда ли? Что ею хотели сказать мудрецы, составители сидура? Седьмой Любавичский Ребе в своей Сихе дает нам интереснейшие пояснения. Постараюсь воспроизвести по памяти урок 6-7-летней давности.
Спрашивается: за что мы благодарим Всевышнего? За то, что отдал сильных в руки слабых - ДА, это чудо! Многочисленных в руки малочисленных - конечно чудо! Это же ясно даже ребенку. А что за странность благодарить за то, что отдал нечистых в руки чистых и злодеев в руки праведников?!! Разве это не самое обычное дело, что побеждает праведность и чистота?!!! И Ребе поясняет: НЕТ, это дело совершенно необычное. Наш мир - материальный мир, мир "действия" - мудрецы называют миром ЗЛА. В нашем мире у зла гораздо больше инструментов и опций для сражений, чем у добра. Добру ведь подличать стыдно и непристало - оно же ДОБРО! А злу все к лицу, любые средства годятся, по горам трупов пройдет зло лишь бы достичь своих низменных целей: власть, почет, богатство - набор невелик и неизменен в веках...
Спрашивается в задаче: так может быть ДОБРО просто глупое и нечего ему рыпаться в этом мире? Пусть себе сидит в Небесах...
Так в том-то и задача Человека - выбрать добро и руководствоваться им в жизни, пренебрегая властью, почетом, богатством. Ведь зло даже в нашем мире очень кратковременно (в сравнении с вечностью, конечно), а уж в сферах духовного порядка ему и вовсе места нет! Там царствует ДОБРО, в вечной жизни-то.
Именно об этом говорит Тора: "... избери же ЖИЗНЬ!" Ибо зло - смерть.
Да, "змеюшки" всех мастей могут восторжествовать ненадолго, затоптать добро в грязь, оболгав, подстроив махинации, подготовив себе достойную свиту и общественное мнение... Но даже такие великие политики и комбинаторы, которых узнал 20-ый век, не продержались более трети человеческой жизни... А что уж говорить о мелких сошках, пытающихся возвыситься, устранив слишком сильных конкурентов? Они даже не пыль истории.
Но вернемся к вопросу: так что же не едят и не пьют евреи в ночь Песаха? В ночь исхода из Египетского рабства к свободе евреи сбрасывают власть зла: желание в толпе быть как все; стремление угодить властьимущим ради ежесекундной выгоды; вспоминают свое предназначение - нести Свет народам, свет добра, порядочности, справедливости, даже в ущерб своей сиюминутной выгоде.
Всем читателям этого блога желаю не есть и не пить от зла!
Итак: "... что не едят и чего не пьют..."? Самый поверхностный ответ: евреи не едят и не пьют за седерным столом то, что некашерно для Песах.
Но это даже не "пшат" (прямой смысл Торы), это для израильского детского садика, средняя группа.Давайте копнем глубже. Для начала разговора нам понадобится цитата из ханукальной вставки молитвы Амида: "Благодарим мы Тебя ... за ... (то, что) отдал сильных в руки слабых, и многочисленных в руки немногих, и нечистых в руки чистых, и злодеев в руки праведников ..." Фраза многозначная, не правда ли? Что ею хотели сказать мудрецы, составители сидура? Седьмой Любавичский Ребе в своей Сихе дает нам интереснейшие пояснения. Постараюсь воспроизвести по памяти урок 6-7-летней давности.
Спрашивается: за что мы благодарим Всевышнего? За то, что отдал сильных в руки слабых - ДА, это чудо! Многочисленных в руки малочисленных - конечно чудо! Это же ясно даже ребенку. А что за странность благодарить за то, что отдал нечистых в руки чистых и злодеев в руки праведников?!! Разве это не самое обычное дело, что побеждает праведность и чистота?!!! И Ребе поясняет: НЕТ, это дело совершенно необычное. Наш мир - материальный мир, мир "действия" - мудрецы называют миром ЗЛА. В нашем мире у зла гораздо больше инструментов и опций для сражений, чем у добра. Добру ведь подличать стыдно и непристало - оно же ДОБРО! А злу все к лицу, любые средства годятся, по горам трупов пройдет зло лишь бы достичь своих низменных целей: власть, почет, богатство - набор невелик и неизменен в веках...
Спрашивается в задаче: так может быть ДОБРО просто глупое и нечего ему рыпаться в этом мире? Пусть себе сидит в Небесах...
Так в том-то и задача Человека - выбрать добро и руководствоваться им в жизни, пренебрегая властью, почетом, богатством. Ведь зло даже в нашем мире очень кратковременно (в сравнении с вечностью, конечно), а уж в сферах духовного порядка ему и вовсе места нет! Там царствует ДОБРО, в вечной жизни-то.
Именно об этом говорит Тора: "... избери же ЖИЗНЬ!" Ибо зло - смерть.
Да, "змеюшки" всех мастей могут восторжествовать ненадолго, затоптать добро в грязь, оболгав, подстроив махинации, подготовив себе достойную свиту и общественное мнение... Но даже такие великие политики и комбинаторы, которых узнал 20-ый век, не продержались более трети человеческой жизни... А что уж говорить о мелких сошках, пытающихся возвыситься, устранив слишком сильных конкурентов? Они даже не пыль истории.
Но вернемся к вопросу: так что же не едят и не пьют евреи в ночь Песаха? В ночь исхода из Египетского рабства к свободе евреи сбрасывают власть зла: желание в толпе быть как все; стремление угодить властьимущим ради ежесекундной выгоды; вспоминают свое предназначение - нести Свет народам, свет добра, порядочности, справедливости, даже в ущерб своей сиюминутной выгоде.
Всем читателям этого блога желаю не есть и не пить от зла!
Спасибо, Офра, что держали закрученную интригу до самого конца. Кстати, подобной версии у меня даже и не было. Присоединяюсь к замечательному пожеланию и расширяю его на весь период жизни: "не есть и не пить от зла", как бы заманчиво и соблазнительно вам это не предлагалось. Лехаим!
ОтветитьУдалить