МааЯна: Сестра, среди учеников рабби Акивы была эпидемия, как наказание за "беспричинную ненависть". Что же это за понятие такое? как это могло произойти среди высокодуховных людей?
Офра: Сестра, чтобы разобраться, протянем ниточку, связывающую прошлое и наши дни.
Существует несколько совершенно различных объяснений возникновения праздника Лаг-ба-Омер: начало выпадения мана в пустыне; одно из удачных сражений во время восстания Бар-Кохбы; кончина великого ученого, автора кабалистической книги «Зогар», р. Шимона бар-Йохай; и прекращение эпидемии, унесшей жизни 24 000 учеников р. Акивы.
В одной из лекций рав Реувен Пятигорский предлагает сначала понять что такое «любовь», чтобы разобраться с антиподом «ненависть». По его мнению, кого я люблю, тому прощаю, уступаю, сопереживаю и помогаю. Соответственно, если я ненавижу, то ничего вышеперечисленного не делаю. И если у меня есть причина – ненавидимый человек меня обидел – то это объяснимо, хоть и запрещено законами мишпатим (еврейского общежития). А "беспричинной" ненавистью будет отсутствие моей любви в адрес еврея (т.е., я его не прощаю, ни в чем ему не уступаю и т.д.) не потому, что он сделал мне плохо, а просто потому, что не хочу.
Офра: Сестра, чтобы разобраться, протянем ниточку, связывающую прошлое и наши дни.
Существует несколько совершенно различных объяснений возникновения праздника Лаг-ба-Омер: начало выпадения мана в пустыне; одно из удачных сражений во время восстания Бар-Кохбы; кончина великого ученого, автора кабалистической книги «Зогар», р. Шимона бар-Йохай; и прекращение эпидемии, унесшей жизни 24 000 учеников р. Акивы.
В период римской оккупации Эрец Исраэль евреи
подвергались жестокому обращению: непосильные налоги ввергли народ в нищету, да
еще и под страхом смерти было запрещено изучать Тору. Но, несмотря на
преследования, изучение Торы продолжалось. Одним из величайших учителей того
времени был р. Акива.
В Талмуде рассказывается, что у р. Акивы были десятки
тысяч учеников, и что 24 000 из них умерли от эпидемии в период между праздниками
Песах и Шавуот в наказание за неуважительное отношение друг к другу. Мор длился
тридцать три дня. (Есть мнение, что в этот день мор был только приостановлен.)
Смерть учеников р. Акивы, гигантов духа, нанесла тяжелейший урон еврейскому
народу и создала реальную угрозу забвения Торы. Поэтому в этот период, в первые
33 дня счета омера евреи соблюдают ряд траурных обычаев: не стригутся, не
проводят веселые застолья и свадебные церемонии. Хотя по поводу точных дат
траура мнения расходятся и существуют разные традиции, принято считать, что
именно в Лаг ба-Омер прекратился мор, поэтому в этот день траурные обычаи
повсеместно отменяются.
Как же могло получиться, что ученики великого р. Акивы,
сами – высоко духовные люди, неуважительно относились друг к другу?!
Комментаторы поясняют, что «неуважение» или, как еще
более жестко квалифицируют, «беспричинная ненависть» учеников р. Акивы
проявлялась в том, что они бесконечно поправляли друг друга, считая свои
постижения в области мудрости и духовности выше других…
То есть, не подумайте плохого! Они, не дай Б-г, не оскорбляли друг друга или
других евреев, не делали гадости соседям, не критиковали руководство и т.д. и
т.п. Но с великих и спрос строже – так объясняют учителя.
Обвинение
в беспричинной ненависти, кстати, лежит и на нашем поколении, также как и на
поколении разрушения Второго Храма.
В одной из лекций рав Реувен Пятигорский предлагает сначала понять что такое «любовь», чтобы разобраться с антиподом «ненависть». По его мнению, кого я люблю, тому прощаю, уступаю, сопереживаю и помогаю. Соответственно, если я ненавижу, то ничего вышеперечисленного не делаю. И если у меня есть причина – ненавидимый человек меня обидел – то это объяснимо, хоть и запрещено законами мишпатим (еврейского общежития). А "беспричинной" ненавистью будет отсутствие моей любви в адрес еврея (т.е., я его не прощаю, ни в чем ему не уступаю и т.д.) не потому, что он сделал мне плохо, а просто потому, что не хочу.
Рецепт
избавления от беспричинной ненависти один: беспричинная любовь. Даже к обидчику.
Не знаю,
есть ли в нашем мире нечто более сложное, чем ЭТО!
Остается лишь молить
Всевышнего, чтобы по милости Своей даровал мне умение беспричинно любить…
Офра, стремящаяся беспричинно любить
Светлана-Леора Надельсон
ОтветитьУдалитьСегодня и рядом - будут костры. Должны быть.
Дети обычно заранее готовятся. Как когда-то, в нашем детстве таскали металлолом мы, тут подобно собирают все деревянное, что можно сжигать. Все, чем можно поддерживать пламя костров. Как и в прошлом году, на пустыре неподалеку, в нашем районе, будет много - много костров.
Каждый год наши друзья в городе Хайфе празднуют этот праздник.
На горе Кармель. в городе Хайфа.
Доезжаем до университета, там тремп.
Все организаторы все готовят заранее.
Всегда есть сценарий всего действа.
Есть песни авторские под гитару.
Так как главный организатор всего - Евгений Гангаев, бард с его преданной Рахелью Спектор, друзьями, с клубом его авторской песни.
Еда та, что каждый (или семья) приносят к общему столу.
Есть и общая еда, что-то закупается - для всех участников.
Сегодня - это празднование тоже будет. Будем сидеть у костра, как в и молодости, когда с тяжелыми рюкзаками на плечах путешествовали, а вечерами сидели у костров, пели.
И в Кармиэле, знаю, около Ют Вайт - собираются друзья мои.
И - везде, в других местах страны всей нашей -
ПРАЗДНИК ОТМЕЧАЕТСЯ. И в диаспоре помнят его.
Спасибо Офре, стремящейся беспричинно любить, и Светлане-Леоре. Очень интересно! А разные версии побуждают осмыслить, приблизить те далёкие времена еврейской истории.
УдалитьСветлана - Орит.