МааЯна: Сестра, как так случилось, что ты - комсомолка-активистка в юности, инженер строитель по образованию, business-woman по роду деятельности - пришла к религии, приняла на веру её постулаты, связала себя её законами?
Офра: Сестра, это не "случилось" в одночасье, это был ПУТЬ! И я не могу сказать, что он окончен, т. к. продолжаю идти. Наберись терпения, я расскажу...
3 года, Рогачёв |
- Так обзывают евреев, а мы евреи... Это национальность такая. Есть разные национальности: русские, белорусы, украинцы и много других... Не обращай внимание на детские глупости!
Позже, всякий раз, когда я выражала свое несогласие с предложением или точкой зрения друзей-подруг, а порой и без всякого повода, звучало то же оскорбительное слово с дополнительными эпитетами. Заметь, сестра, не враги, а именно друзья-подруги реагировали на меня ТАКИМ образом! Т. е. это было в порядке вещей, по крайней мере, среди детей и подростков.
Мои родители - оба евреи - были далеки от понятия "еврейская самоидентификация" и, являясь "продуктами" советского воспитания, принимали мир таким, каким он рисовался СМИ того времени. Забегая вперед, скажу: всё, что я вынесла еврейского из семьи - это куриная шейка, цимес и название языка ИДИШ, на котором бабушка разговаривала со своими двумя подругами при нас с сестрой исключительно ради того, чтобы дети не понимали!
16 лет, Казахстан |
Потому-то с раннего детства меня мучил вопрос: "ЗА ЧТО?!!!" Почему нас, евреев, так не любят представители других народов? У нас что - кровь другого цвета? Или мы умудрились всему миру что-то плохое сделать? А если кто-то когда-то и умудрился, то я-то тут причем?!!!
Я взрослела, меняла места жительства - Рогачёв, Алма-Ата, Смоленск... Бытовой антисемитизм не оставлял меня в покое, соответственно и вопрос "За что?" не терял своей актуальности. Комплекс неполноценности, появившийся на его почве в раннем детстве, отразился на развитии личности: я очень болезненно реагировала на любое негативное упоминание о евреях, и пыталась своим примером доказать всему миру, что еврей - ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК! А в самые горькие минуты до боли в сердце хотелось каким-нибудь чудесным образом стать "как все"... Правда, с годами реакция менялась и от бурного проявления эмоций постепенно перешла к делению окружающих на "своих" и "чужих" - первых мы любим, а вторых не замечаем. Я и мужа выбирала по принципу наличия хотя бы "капли еврейской крови" - чтобы НИКОГДА не мог сказать мне "жидовка".
И вот, в 1998-ом году мы узнали о наличии в Смоленске еврейской общины, Хеседа и Сохнута, о программе "Наале", летних лагерях родителей с детьми и пр. и др. Это было, как глоток свежего воздуха после продолжительного пребывания в духоте. Дочери уже было 14,5 лет и мы загорелись идеей отправить ее в Израиль учиться. Так проводником еврейства в семью стала дочь - она посещала встречи "Молодежного отдела" Сохнута и взахлеб пересказывала нам всё, что узнавала там, и приносила КНИГИ о сионистском движении, о создании Израиля, его борьбе за самостоятельность... Я впитывала всю информацию, как губка - наконец-то я что-то узнаю о евреях не из анекдотов! Отдых в летнем лагере Сохнута с сыном пополнил мои знания, т. к. для родителей тоже проводились занятия. Но не они были главным, а сама атмосфера, когда вокруг все "свои", когда ты свободно общаешься, не ожидая оскорбления, когда не надо понижать голос, рассказывая о родственниках в Израиле, США и Канаде... Именно там я впервые ощутила гордость за свой народ и радость принадлежности к нему! И сильную жажду узнать как можно больше о своих корнях.
Через 2 года дочь успешно прошла тестирование программы Наале и уехала в Израиль, а я познакомилась с Женской еврейской организацией "Проект Кешер" - это стало началом ДРУГОЙ ЖИЗНИ!
Об этом я расскажу в следующий раз.
ТЕМА близка мне, диалог сестер вдохновляет и
ОтветитьУдалитьменя включиться в дискуссию.
Вопрос МааЯны считаю обращенным как бы и ко мне.
Тем более, мой путь в еврейство
был во многом похожим на ПУТЬ Офры, и,
вероятно, и на ПУТИ многих других людей
с "пятым пунктом", со своими уникальными еврейскими судьбами.
С отраженными всего еврейского наследия в них.
Но, поскольку я родилась в сибирском городе Иркутске,
то - напрямую - ПОЧТИ не чувствовала неприязни к себе.
Наоборот, меня выделяли, хвалили, любили ;
никогда не было и текущих "четверок", только "пятерки"; "отличница",
"золотая медалистка", "ленинская стипендиатка", лучшая аспирантка,
преподаватель вуза, к которому отправляли начинающих преподавателей - учиться у меня и т.д.
(ВЕРОЯТНО, и поэтому, так нелегко психологически, так больно, глубоко, тяжело, меня ранят разные несправедливости, трудности, невзгоды, непонимания. Переживаю все долго, будто - "болею". Но - не по теме, однако отвлеклась).
Но фамилия моя по отцу ; КАПЛАН -
"убившая Ленина" - от подобных эпитетов - не обрадуешься.
Только в раннем детстве - обзывали ими.
Но мои родители, моя семья. как говорят теперь мои подруги,
были -ДРУГИМИ. Не лучше. не хуже - а ДРУГИМИ .
И я чувствовала себя "гадким утенком"
.(как в одноименной сказке Андерсена).
И во мне всегда было желание узнать побольше -
все про историю, культуру, философию моего народа.
Моего еврейского народа.
Об этом - дома были книги на языке идиш (мама успела на Украине, в местечке Леккерте, под г. Кривой Рог, закончить еврейскую школу),
говорили на идиш между собой мама и папа. Маца - круглый год.
Еврейские блюда - фаршированные рыба, шейка (мяса - не ем с детства. На подсознательном уровне )
Я - все понимала, ни слова не говоря.
И сын наш первым в 15 лет уехал из дома
с друзьями на Новый год в ешиву "Торат Хаим",
под Москвой - и остался там. Учиться.
Мы - поняли его. (Теперь он - преподает Талмуд).
И неделя прибывания на первой международной конференции еврейской женщин Проекта КЕШЕР...
Энергетика ее - добрая, светлая, до сих пор во мне. Особые женщины, другого мира. За эту неделю, с помощью словаря я даже заговорила по-английски, ради желания общаться с теми "БОГИНЯМИ", из другого, недоступного нам пока мира.
Очень подружилась там со многими.
Затем была координатором Открытого университета Израиля, один из курсов его - сама закончила, привлекала к учебе в нем других. В Израиле, в г. Хайфа, меня нашла участница
той далекой памятной встречи, Елена Кочиева,
у которой закончила несколько курсов по иудаизму здесь
Все это очень повлияло на последующую жизнь мою, моих близких.
До сих пор хочу больше узнавать, понимать еврейскую философию ...
Продвигаться...
Это путь многих: лагеря, семинары, воскресные школы. Почти все приходят благодаря детям.
ОтветитьУдалитьТак приятно и так важно быть уверенным в том, что где-то, пусть далеко, есть человек, с которым ты связан узами дружбы в течение практически всей сознательной жизни.
ОтветитьУдалитьПрекрасно помню твоих родителей. В то время и в том возрасте мы как-то не задумывались о национальной принадлежности окружающих нас людей, но уже тогда мне казалось, что твои родители совсем не похожи на моих. Я не хочу сказать, что они были лучше или хуже, но они были другие. Помню, как я была удивлена, когда Лорочка однажды мне сказала, что почти всю свою не такую уж большую зарплату они откладывают на сберкнижку: для детей, для их будущего. То есть они жили не сегодняшним днём, а, помня прошлое, думали о будущем своих детей.
Помню, как однажды, когда я была у вас в гостях, твоя мама сказала мне: «Я так беспокоюсь о Свете, её семейном благополучии. Я готова всё отдать, что у меня есть, лишь бы только она была счастлива».
Помню вашего папу, как заботливо и трогательно он ухаживал за маленьким Эдиком. Представь, вот такая забавная картина: твой папа и маленький Эдик одеты совершенно одинаково: оба в белых майках и черных трусах, и папа кормит Эдика ухой из рыбы сорожки, которую специально купил для него на рынке. Оба при этом счастливы до невозможности.
Действительно, в то непросто время ваши родители сделали для вас с Лорой всё, что могли. Хорошо, что ты это понимаешь и свято чтишь их память.