Впервые мы знакомимся с праотцем Авраамом в книге Торы Брейшит, глава 12.1: «И сказал Б-г Авраму:
уйди из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в страну, которую Я
укажу тебе…»
Что-то в этой строке странное, не правда ли? А где описание детских лет, этапа взросления и самоидентификации? Вот так сразу, безо всякой причины Б-г обращается к Аврааму, в тот момент еще носящему имя Аврам?
Отвечает на эти и другие вопросы Мидраш «Брейшит раба» (39.1): «…Рассказал раби Ицхак
историю о человеке, который переезжал с места на место и попал в один
суматошный (буквально «светящийся») город. Спросил: «Наверное, у этого города
есть правитель?» Посмотрел на него хозяин города и сказал: «Я – хозяин
города!» И так же Всевышний: когда
праотец Авраам задал Ему тот же вопрос: «Наверное, у этого мира есть
правитель?», - Он посмотрел на него и ответил: «Я – Хозяин мира!»».
Процесс постижения мира Авраамом начался с того, что он, выросший в
язычестве, осознал, что что-то в этом мире НЕ ТАК. Все вокруг подчинено
строгому порядку и не может множество божеств, наделенных язычниками
человеческими качествами характера со всеми его недостатками, ТАК
управлять миром. Он начал искать главного, правителя мира. В этом его
заслуга – он не принял все, как есть бездумно, а стал искать. Но он не
нашел то, что искал – правителя, потому что не мог найти то, чего нет. И
Всевышний обратился к Аврааму, как сказано в мидраше, и назвал Себя: «Я
– Хозяин мира!» Итак, из мидраша мы видим, что не Авраам нашел Б-га, а
Б-г выделил Авраама из всего человечества.
И все-таки, почему Тора не рассказывает нам о поиске Авраамом "правителя мира"? Безусловно, это было бы полезно и поучительно - как анализировать действительность, современником которой я являюсь, как не принимать на веру то, что меня окружает... Комментаторы отвечают весьма убедительно: ПУТЬ ПОИСКА Б-ГА уже пройден Авраамом и нам, его потомкам, совершенно незачем заново "изобретать колесо"! А Тора - это не сборник рассказов для приятного чтения, это Учитель, цель которого дать знание, необходимое ученикам.
А теперь давайте посмотрим на ПУТЬ В ЕВРЕЙСТВО главной героини Свитка Рут.
На всякий случай в двух словах напомню содержание: Элимелех с женой Наоми и двумя сыновьями уходит из-за голода из Бейт-Лехема "пожить в поля моавитские", где вскоре умирает. Его сыновья женятся на моавитянках Орпе и Рут и, не оставив наследников, также умирают. Три вдовы остаются без защиты мужчин, но вскоре получают известие, что в Бейт-Лехеме уже все в порядке, голод миновал. Наоми намерена вернуться к своему народу и поэтому рекомендует своим невесткам вернуться к своему. Орпа прислушалась к совету свекрови, а Рут настаивает: "Глава 1: /16/ НО СКАЗАЛА РУТ: НЕ ПРОСИ МЕНЯ ПОКИНУТЬ
ТЕБЯ И УЙТИ ОТ ТЕБЯ ОБРАТНО, ПОТОМУ ЧТО КУДА ТЫ ПОЙДЕШЬ - ПОЙДУ И Я, И ГДЕ ТЫ
ЗАНОЧУЕШЬ, ТАМ ЗАНОЧУЮ И Я. ТВОЙ НАРОД (ЭТО) МОЙ НАРОД И ТВОЙ Б-Г - МОЙ Б-Г, /17/ ГДЕ ТЫ УМРЕШЬ, ТАМ И Я УМРУ, И ТАМ ПОХОРОНЕНА БУДУ. ПУСТЬ ВОЗДАСТ МНЕ Г-СПОДЬ И
ЕЩЕ УСУГУБИТ, ЕСЛИ НЕ РАЗЛУЧИТ МЕНЯ С ТОБОЮ (ЛИШЬ) СМЕРТЬ!"
Откуда у Рут такая уверенность в правильности ее выбора? Когда она говорит, что не оставит Наоми, то это понятно: она очень добрая и любит свою свекровь. Однако, когда она говорит: "Твой народ - мой народ", что она знает про этот народ? И что она знает о Б-ге Израиля? Наверное, в этой семье были такие необычные отношения, что Рут не хотела для себя другой семьи, что она захотела принадлежать этому народу. Возможно, что здесь надо сказать похвальное слово и Элимэлэху, и покойным его сыновьям, и, конечно, прежде всего - Наоми. И главное здесь не рассказы, которые она могла слышать о стране и о Б-ге, а то, что сами отношения между членами семьи создали такую атмосферу, попав в которую Рут могла почувствовать, что в ней еврейская душа.
Мы видим, что путь Рут – это путь чувств, интуиции, доверия, любви к близкому человеку, и через него к народу и Б-гу.
Чему же учат нас эти две истории?
1. Авраам вернул людям Единого и Неделимого Б-га. Именно вернул, а не открыл! Ведь первые люди - Адам, Хава и их потомки вплоть до Ноаха с сыновьями, и даже строители Вавилонской башни - не понаслышке знали Б-га. Но вот беда - последующие поколения Его забыли настолько, что потребовался подвиг Авраама. Однако приняли Б-га в свою жизнь лишь Авраам и Сара, их сын Ицхак, внук Яков, 12 правнуков - сыновья Якова - с женами и их потомки. Ни остальные семь сыновей Авраама, ни Эйсав - брат Якова, ни (тем более!) окружающие народы НЕ ПРИНЯЛИ Б-ГА всерьез несмотря на живой пример и достаточно энергичное проповедование наших праотцев и праматерей! И даже евреи, сильно размножившиеся и оказавшиеся в египетском рабстве, были на грани полной ассимиляции...
Да, открытое вмешательство Всевышнего в судьбу еврейского народа, выразившегося в 10-ти казнях египетских и последующих чудесах на море и в пустыне, напомнили евреям о том, Кто в мире Хозяин. Но только Шавуот - Дарование Торы всему народу у горы Синай - привело к ПРИНЯТИЮ иудаизма людьми. С того момента каждый рожденный еврейкой обладает Даром Творца - Торой, но каждый ли этот Дар принимает как руководство к действию?!
2. Любой человек, не рожденный в еврейской семье, может принять Единственного Б-га, как это сделала Рут, ставшая прабабкой царя Давида, благодаря окружению или потребности своей души. Мы знаем много имен больших мудрецов Торы,пришедших в иудаизм из других народов и оставивших нам бесценные труды: раби Акива, Шмайя и Автальон, Онкелос, пророк Овадья, раби Меир и другие (http://jewish-book.livejournal.com/115846.html)
Более того, 20-ый век вошел в историю еврейского народа не только Холокостом, но и массовым возвращением в еврейство ассимилированных евреев, которых часто называют "Баалей тшува" - "вернувшиеся". Раввин Адин Штейнзальц сказал однажды, что это неверное имя - мы не вернувшиеся, поскольку выросли как неевреи и не уходили от Б-га, а еврейские геры - заново принявшие иудаизм.
Благодаря Аврааму нам больше не надо искать Б-га,
но каждый из нас - еврей ли он по рождению или по зову души - принимает Его самостоятельно.
Офра, принявшая Б-га в свою жизнь
***************
Удивительный парадокс: "вера не предполагает сомнения" - я понимала это как слепое принятие без анализа того, что говорят религиозные постулаты. И вдруг сегодня тут читаю:
ОтветитьУдалить"И все-таки, почему Тора не рассказывает нам о поиске Авраамом "правителя мира"? Безусловно, это было бы полезно и поучительно - как анализировать действительность, современником которой я являюсь, как не принимать на веру то, что меня окружает... "
Оказывается, всё-таки нужно анализировать "то, что меня окружает", чтобы придти к правильной вере!