Сестра, я все еще не ответила на твой вопрос, т.к. мне важно показать "картину" и целиком, и в деталях. Мы уже познакомились с причинами возникновения и достижениями "Первой волны" феминизма, в том числе и в России. Продолжим!
Вспомним - чего же достигли феминистки первой волны:
- В середине XIX века женщины добились права на высшее образование;
- В начале XX века во многих прогрессивных странах женщины получили
избирательное право;
- А в России к тому же женщины получили право на аборт.
Добившись основных целей, феминизм первой волны фактически сошел с исторической арены.
А дальше происходят интересные вещи. Вторая мировая война, мобилизация
мужчин на фронт, острая нехватка рабочей силы во всех сферах производства… Государства
вынуждены направить женщин на опустевшие рабочие места; и не только "к станку" -
они заняли так же управляющие посты нижнего и среднего уровня. Они почувствовали, хоть и в тяжелом труде,
свои возможности, свою значимость в обществе.
Но война закончилась, мужчины вернулись домой и захотели занять свои места, а женщин опять отбросили назад к кастрюлям… И государственная машина развернула беспрецедентную рекламную кампанию, призванную показать обществу «правильное» место женщины.
Но война закончилась, мужчины вернулись домой и захотели занять свои места, а женщин опять отбросили назад к кастрюлям… И государственная машина развернула беспрецедентную рекламную кампанию, призванную показать обществу «правильное» место женщины.
В послевоенной Западной Европе и Северной Америке царил настоящий культ
домохозяйки. Многочисленные
женские журналы, рекламные плакаты, телевидение (особенно в Соединенных Штатах)
убеждали, что представительницы среднего класса к концу 1950-х смогли добиться
реализации «женской американской мечты»: преуспевающий и заботливый муж,
здоровые дети, дом в пригороде, автомобиль, красивая одежда.
Чтобы
наглядно представить себе идеологию «семейных ценностей» того времени, я хочу
предложить вам пару документов того времени.
Первый
из них – фрагмент австралийского «Руководства по домоводству», изданного в 1960-х годах и
использовавшегося как учебник в колледжах для девочек.
- Вы должны помнить, что к приходу мужа со службы нужно
готовиться ежедневно.
- Подготовьте детей, умойте их, причешите и переоденьте в чистую,
нарядную одежду. Они должны построиться и приветствовать отца, когда он войдет
в двери.
- Для такого случая сами наденьте чистый передник и постарайтесь
себя украсить - например, повяжите в волосы бант.
- В разговоры с мужем не вступайте, помните, как сильно он устал
и на что ему приходится идти каждодневно на службе ради вас - молча накормите
его, и лишь после того, как он прочитает газету, вы можете попытаться с ним
заговорить.
И еще из этого же
«Руководства по домоводству», из части «Советы для мужчин»:
- После совершения интимного акта с женой вы должны позволить ей
пойти в ванную, но следовать за ней не нужно, дайте ей побыть одной. Возможно,
она захочет поплакать.
Не
правда ли, впечатляет?!
Второй
документ - «Руководство для хорошей жены»,
опубликованный в американском журнале «Домашнее хозяйство» (номер от 13 мая
1955 года) проиллюстрирует давление на сознание общества в целом и женщин в
частности еще ярче.
Если первая волна феминизма была поистине международной, то вторая наиболее ярко проявилась в США 60-х годов.
Основными целями второй волны феминизма были:
• Борьба с дискриминацией на работе. В те годы отсутствовало
законодательство, запрещающее открытую дискриминацию по половому признаку.
Многие объявления о найме на работу прямо гласили: «только для мужчин» или «женщин
просим не беспокоиться». К тому времени огромное количество американских женщин
имели высшее образование (благодаря их бабушкам, участницам первой волны),
возможности же для успеха на карьерном поприще оставались минимальными.
• Право на аборт. В 50-е и
60-е годы, множество женщин, желающих прервать беременность, шли на нелегальный
аборт (часто в условиях антисанитарии).
• Развенчание мифов. Общепризнанная
идеология того времени: женщины могут реализовать себя исключительно через
воспитание детей и ведение домашнего хозяйства. В первую очередь необходимо
было освободить сознание самих женщин от влияния этого мифа [рекомендую
посмотреть художественный фильм «Улыбка Моны Лизы» http://gidonlinekino.com/2011/08/ulybka-mony-lizy/, наглядно демонстрирующий зашоренность
сознания американского общества того периода].
Основоположницами второй волны феминизма принято считать Бетти Фридан (Наоми Гольдстейн,
1921-2006, родилась в еврейской семье в
США, выступала за полное равноправие женщин, от равной с мужчинами заработной
платы до участия в политической жизни страны, и отмену запрета на аборты. В
1966 году Фридан создала Национальную организацию женщин США и стала ее
президентом) и Симону де Бовуар
(1908 – 1986, Франция).
Обе эти знаковые женщины оказали на общественность сильнейшее
влияние своими произведениями, которые являются классикой феминистской
литературы.
У Бетти Фридан – это книга «Загадка
женственности», 1963. В ней говорилось, что понятие "женственность"
придумали мужчины, чтобы оправдать роль матери и домохозяйки, которая отводится
женщине в современном мире.
Автор обратила внимание на
то, что американское общество подвергает половину своих граждан жесткой
дискриминации, отказывая женщинам в праве вести полноценную социальную жизнь
наравне с мужчинами. Бетти Фридан показала, как происходило
государственное манипулирование сознанием женщины, и как подавлялась её
личность. Указала на то, что американское общество ХХ столетия, именующее себя
демократическим, на протяжении огромного промежутка времени не учитывало
интересы и потребности женской половины населения. На огромном фактическом
материале и результатах эмпирических исследований Фридан показала, как женщины
становились семейной прислугой. Мужское общество рассматривало их как
потребителей. Женщины где-то глубоко внутри себя осознавали это, но не могли,
по сути, идти против того, чего сами добивались, против своей исполнившейся
мечты материального благополучия, против мнений других, против, как им
казалось, общества. Женщины были психологически травмированы. Это социальное
закрепощение женщины, превращение ее в домашнюю служанку, обслуживающую мужа и
детей, ориентация на потребление все новых и новых товаров, ущемление ее
гражданских прав не могло не деформировать брачно-семейные отношения. Книга
стала толчком к социальному пробуждению женщин, к женскому бунту середины
шестидесятых годов в Америке.
У Симоны де Бовуар – «Второй пол», 1949.
Эта книга до сих пор считается самым полным
историко-философским исследованием всего комплекса проблем, связанных с
женщиной. Что такое «женский удел», что стоит за понятием «природное назначение
пола», чем и почему положение женщины в этом мире отличается от положения
мужчины, способна ли в принципе женщина состояться как полноценная личность, и
если - да, то в каких условиях, какие обстоятельства ограничивают свободу
женщины и как их преодолеть. Симона де Бовуар обращается в своем повествовании
к мифам и легендам, о «тайне пола», о «загадке женской души», созданным, по ее
словам, мужчинами. В этом произведении она формулирует свой самый известный
афоризм: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся». Этим де Бовуар указывает
на несостоятельность высказывания Зигмунда Фрейда «Анатомия – это судьба» и
обращает внимание на то, что физиологические различия между женщиной и мужчиной
вовсе не предопределяют их экзистенциального различия – различия в качестве
субъектов истории, когда один является господином, а другой – его рабыней. Опираясь
на высочайшие образцы мировой литературы, Симона де Бовуар снова и снова
говорит о чудовищной несправедливости обычной женской судьбы, о традиционном
пренебрежении к слабому полу и связанной с этим унизительной повседневной
дискриминации.
Изучая феминизм просто невозможно обойтись без этих трудов. Эти книги
появились именно в тот момент, когда феминизму нужно было обрести второе
дыхание.
В результате
активной деятельности участников «второй волны» в 60-70 годы, в Американском
обществе и других западных странах произошли существенные изменения. Так, на
государственном и на региональном уровнях были приняты законы, защищающие права
женщин и запрещающие открытую дискриминацию на рынке труда. Это значит, что
периоду, когда в объявлении о вакансиях указывалось «женщин просим не
беспокоиться», пришел конец.
В школах
стали преподавать историю по материалам, в которых хоть иногда упоминается о
достижениях и жертвах великих женщин-героинь и обычных женщин, матерей и жен.
Начатая в
60-е годы, «женская революция» шла под лозунгом: «Если женщина имеет право на
половину рая, то она имеет право и на половину власти на земле!». В 80-90-е
годы она вынудила власть имущих потесниться и впустить, наконец, и женщин во
все структуры управления обществом. Эти структуры из однополых мужских стали
превращаться в «смешанные».
С другой
стороны, многие явные механизмы, препятствующие развитию и успеху женщин,
превратились в скрытые, подводные механизмы. Так, на смену явной дискриминации
по половому признаку в крупных компаниях пришел скрытый механизм, называемый
«эффект стеклянного потолка».
Об этом мы поговорим в следующий раз.
Хотелось бы прочесть книги упомянутых в статье авторов: Бетти Фридан – «Загадка женственности», 1963, и Симоны де Бовуар – «Второй пол».
ОтветитьУдалитьПолагаю, что многое зависит от способностей, воспитания и образования конкретной женщины при одинаковых внешних условий существования. Одна будет счастлива
только семейной жизнью, другой - нужна и социальная реализация, значимый социальный статус. Для одной - одни вещи - первостепенные, для другой - другие...
Леора, рада Вашей заинтересованности данной тематикой! Прочесть книгу Б. Фридан "Загадка женственности" можно здесь: http://www.rulit.net/books/zagadka-zhenstvennosti-the-feminine-mystique-read-290389-1.html
УдалитьА С. де Бовуар "Второй пол" здесь: http://www.litmir.net/bd/?b=156868
Приятного чтения! Не забудьте потом поделиться впечатлениями.