Сестра, твоя статья на тему "Злословие" напомнила мне довольно свежую ситуацию...
Публикация, приведенная ниже с единственной купюрой имени автора вопроса, вызвала бурю в неких "кругах" и породила серию любопытных обвинений в мой адрес: нанесение морального ущерба, дискредитация должностного лица, разрушение организации... и даже "поступок, не сочетающийся с Иудаизмом". Самое любопытное, что "должностное лицо" и все его "сподвижники" мгновенно узнали себя в тексте и подняли "волну" обвинений...
В связи со всем выше- и нижеизложенным, а также заявленной темой ("Злословие"), прошу ВСЕХ-ВСЕХ-ВСЕХ читателей высказать свое мнение по вопросам:
1. Можно ли нижеприведенный текст квалифицировать, как "злословие" в адрес конкретного лица?
2. Если человек, читая статью, сам принимает на свой счет "безадресное" негативное высказывание и сильно расстраивается, в чем виноват автор статьи?
ВСЕМ-ВСЕМ-ВСЕМ, откликнувшимся на мою просьбу высказаться, заранее
огромное спасибо!
"Виртуальный Песах-2014". Задание 2. "Есть или не есть, пить или не пить?"
Офра Витенберг:
(...), спасибо за вопрос, который вывел мою мысль, в связи с последними событиями, на интересное сравнение! Чем спешу поделиться со всеми подписчиками блога МааЯны по принципу, указанному нам в Пиркей Авот: "делай, пока ДЕНЬ, ибо наступит НОЧЬ, когда не сможешь делать".
Итак: "... что не едят и чего не пьют..."? Самый поверхностный ответ: евреи не едят и не пьют за седерным столом то, что некашерно для Песах.
Но это даже не "пшат" (прямой смысл Торы), это для израильского детского садика, средняя группа.
Давайте копнем глубже. Для начала разговора нам понадобится цитата из ханукальной вставки молитвы Амида: "Благодарим мы Тебя ... за ... (то, что) отдал сильных в руки слабых, и многочисленных в руки немногих, и нечистых в руки чистых, и злодеев в руки праведников ..." Фраза многозначная, не правда ли? Что ею хотели сказать мудрецы, составители сидура? Седьмой Любавичский Ребе в своей Сихе дает нам интереснейшие пояснения. Постараюсь воспроизвести по памяти урок 6-7-милетней давности.
Спрашивается: за что мы благодарим Всевышнего? За то, что отдал сильных в руки слабых - ДА, это чудо! Многочисленных в руки малочисленных - конечно чудо! Это же ясно даже ребенку. А что за странность благодарить за то, что отдал нечистых в руки чистых и злодеев в руки праведников?!! Разве это не самое обычное дело, что побеждает праведность и чистота?!!! И Ребе поясняет: НЕТ, это дело совершенно необычное. Наш мир - материальный мир, мир "действия" - мудрецы называют миром ЗЛА. В нашем мире у зла гораздо больше инструментов и опций для сражений, чем у добра. Добру ведь подличать стыдно и не пристало - оно же ДОБРО! А злу все к лицу, любые средства годятся, по горам трупов пройдет зло лишь бы достичь своих низменных целей: власть, почет, богатство - набор невелик и неизменен в веках...
Спрашивается в задаче: так может быть ДОБРО просто глупое и нечего ему рыпаться в этом мире? Пусть себе сидит в Небесах...
Так в том-то и задача Человека - выбрать добро и руководствоваться им в жизни, пренебрегая властью, почетом, богатством. Ведь зло даже в нашем мире очень кратковременно (в сравнении с вечностью, конечно), а уж в сферах духовного порядка ему и вовсе места нет! Там царствует ДОБРО, в вечной жизни-то.
Именно об этом говорит Тора: "... избери же ЖИЗНЬ!" Ибо зло - смерть.
Да, "змеюшки" всех мастей могут восторжествовать ненадолго, затоптать добро в грязь, оболгав, подстроив махинации, подготовив себе достойную свиту и общественное мнение... Но даже такие великие политики и комбинаторы, которых узнал 20-ый век, не продержались более трети человеческой жизни... А что уж говорить о мелких сошках, пытающихся возвыситься, устранив слишком сильных конкурентов? Они даже не пыль истории.
Но вернемся к (...) вопросу: так что же не едят и не пьют евреи в ночь Песаха? В ночь исхода из Египетского рабства к свободе евреи сбрасывают власть зла: желание в толпе быть как все; стремление угодить власть имущим ради ежесекундной выгоды; вспоминают свое предназначение - нести Свет народам, свет добра, порядочности, справедливости, даже в ущерб своей сиюминутной выгоде.
Всем читателям этого блога желаю не есть и не пить от зла!
ХАГ ПЕСАХ САМЕАХ!
Офра, в поисках справедливости
***************
Ни одного имени не названо, ни на кого пальцем не показано - всё только учебный пример, очень эмоциональный, развернутый, подкрепленный примерами и цитатами, расцвеченный своими мыслями и рассуждениями, отвечающий на актуальный в то время вопрос. Спасибо! говорила и тогда, говорю и сейчас. А на воре, как говорится, и шапка горит: если кто-то узнал себя, или свое поведение, или свои поступки в этой аллегории, то значит его совесть не чиста, он это прекрасно знает, однако признаться не может и сознаться не хочет. Ну, так Б-г ему судья. Из своего опыта знаю, что всякого рода функционеры, подвизавшиеся в общественных организациях, так дрожат за свое тепленькое место, так боятся потерять свою синекуру, что готовы топать ногами, брызгать слюной, обвинять, стращать и угрожать, давить и унижать всех, кто позволяет себе мыслить самостоятельно, поступать в соответствии со своими убеждениями, не подчиняться окрикам и отстаивать свое мнение. Одна властная дама, забывшая, что это добровольцы составляют основу общественной организации и что ради них держат нескольких функционеров, кричала мне в гневе и раздражении: "да кто ты такая!! я тебе не позволю развалить организацию, ты никто, ты ноль!!" Разумеется, она потом и "законы чистого языка" презрела, чтобы как можно сильнее очернить и скомпрометировать неугодную. Думаю, там собрался крепкий коллектив "единомышленников", защищающих себя и своих сподвижников.
ОтветитьУдалитьГотовлю доклад по теме "Недельная глава Торы "Тазрия" для семинара "Мудрецы Торы", от Дома ученых города Хайфа. Эта глава занимается явлениями "цараат" (в переводе -"проказа"). "Цараат" -ряд непохожих друг на друга явлений - не были естественными. Это было знамение, чудо, чтобы уберечь евреев от ЗЛОСЛОВИЯ. Рамбам утверждает, что проказа была особой карой свыше за злословие. Всевышний предостерегает: "Берегись язвы проказной", "Помни,что сделал Г-дь, Б-г твой, Мириами..." Талмуд приравнивает злословие к трем тягчайшим грехам : идолопоклонству, убийству (можно ведь и словами "ранить", "убить человека", мучить, делать больно, заставлять переживать, страдать...) и кровосмешению. Этому греху. как и сплетничанью, посвящено исследование Хафец-Хаима. Но надо уметь проводить грань между правдой, искренностью, истиной, имеющих право на существование и ЗЛОСЛОВИЕМ. Нельзя, чтобы из-за ложного понимания ЗЛОСЛОВИЯ как индульгенции на свободу своих неправедных действий, процветали карьеристы, злые, недоброжелательные люди, зажимающие справедливую "критику", заглушающие правду, творящие "беспредел". Нельзя, чтобы по душам нашим проезжали безмозглые танки, по-солдафонски, тупо, грубо "убивающие" нас, наши задумки, инициативы, проекты, наше желание продвигаться к свету, правде, красоте... А мы, из-за своей скромности, жалости к ним, несмелости, - бы все терпели, молчали, боясь повредить их репутации, возможности потерять им их "теплые места", что они занимают незаслуженно. Нужно понимать, что такое Злословие, и что такое - ПРАВДА. Что нельзя говорить, а что - можно, и - надо говорить. Статья Офры, и комментарий к нему - мне понравились. Могла бы я под всем, что они написали - подписаться. Благодарю Офру, и МааЯну за их прекрасный блог-диалог "Пятая сестра", что помогает разбираться во многом.
ОтветитьУдалить