Так сложилось, что пасхального блюда у меня нет. В России пасхальный седер мы проводили в сенагоге. Впервые равин в нашем городе появился а 1999. А в Израиле моя семья проводит седер с семьей родителей зятя, у них большая родня и каждый год седер проходит в какой-то из них. Особенно я люблю, когда его проводят в Мевацерет Цион под Иерусалимом. Там сама по-себе удивительная аура и слова "В будущем году в Иерусалиме" звучат особенно жизнеутверждающе.
Проще (понятнее) для меня рассматривать пасхальное блюдо как модель Мишкана (скинии, большого шатра), предшественнице первого храма.
Основные элементы метафизического строения мира в иудаизме - нижний, материальный мир состоит из треугольника нешама-гуф-оз: душа, материя, энергия. В пасхальном блюде присутствуют три элемента, отчётливо символизирующие дух, материю и энергию.
Основные элементы метафизического строения мира в иудаизме - нижний, материальный мир состоит из треугольника нешама-гуф-оз: душа, материя, энергия. В пасхальном блюде присутствуют три элемента, отчётливо символизирующие дух, материю и энергию.
Хазерет (хрен). Основная черта - не столько горький вкус -это свойство обычного марора, сколько запах. На иврите реах - "запах", руах -"дух". Слово "хазерет", от глагола ХЗР "возвращаться", намек на то, что душа, в отличие от остальных элементов, неистребима и имеет способность возвращаться к жизни после смерти.
Харосет (пасхальное повидло). Аналогия с землёй проводится ещё в Талмуде, что делает харосет воплощением материи. Харосет символизирует именно телесное, материальное, плотское начало в человеке - облагороженное духом (ингредиенты харосета все взяты из Песни Песней - мистического гимна телесной любви).
Карпас (зелень; буквально - сельдерей). Зелёные растения символизируют фотосинтез, и таким образом представляют на блюде энергию. См.фото (так красиво выглядит замороженный сельдерей, но на Песах так делать нельзя и мы положим на блюда - веточки)
Марор (горький овощ). "Горькая истина" - выражение устойчивое. Горечь - отчётливое, отрезвляющее чувство. Марор символизирует истину.
ЗРОА (букв. "рука"; куриная или баранья нога). "Рука закона". Символизирует Божественный закон.
Бейца. Яйцо - совершенная структура, символизирующая гармонию; в Талмуде оно ассоциируется с праздничной жертвой хагига, которая тоже относится к шламим - "гармонизирующим жертвоприношениям".
Между верхним миром (7-й этаж семиуровневой модели Вселенной) и нижним (1-й уровень) находится средний мир (4-й уровень), посвящённый прямому общению низа и верха. На этом уровне происходит метафизическое действие. На пасхальном блюде эту роль играет МАЦА.
Харосет (пасхальное повидло). Аналогия с землёй проводится ещё в Талмуде, что делает харосет воплощением материи. Харосет символизирует именно телесное, материальное, плотское начало в человеке - облагороженное духом (ингредиенты харосета все взяты из Песни Песней - мистического гимна телесной любви).
Карпас (зелень; буквально - сельдерей). Зелёные растения символизируют фотосинтез, и таким образом представляют на блюде энергию. См.фото (так красиво выглядит замороженный сельдерей, но на Песах так делать нельзя и мы положим на блюда - веточки)
Верхний мир опирается на три основы: эмет-дин-шалом: истина, закон, гармония.
Следующие три элемента традиционного блюда отчётливо связаны с ними:
Следующие три элемента традиционного блюда отчётливо связаны с ними:
Марор (горький овощ). "Горькая истина" - выражение устойчивое. Горечь - отчётливое, отрезвляющее чувство. Марор символизирует истину.
ЗРОА (букв. "рука"; куриная или баранья нога). "Рука закона". Символизирует Божественный закон.
Бейца. Яйцо - совершенная структура, символизирующая гармонию; в Талмуде оно ассоциируется с праздничной жертвой хагига, которая тоже относится к шламим - "гармонизирующим жертвоприношениям".
Между верхним миром (7-й этаж семиуровневой модели Вселенной) и нижним (1-й уровень) находится средний мир (4-й уровень), посвящённый прямому общению низа и верха. На этом уровне происходит метафизическое действие. На пасхальном блюде эту роль играет МАЦА.
Маца - квинтэссенция понятия "еда": мука и вода, без всякой примеси, даже без воздушности, видимости, характерной для обычного хлеба. На иврите эссенция - тамцит, от того же корня, что и маца. Блюдо содержит три мацы. Верхняя и нижняя маца: полюса (керувим), а средняя символизирует присутствие Всевышнего в мире (шхина).
Пасхальное блюдо становится, таким образом, наглядной моделью мироздания, и аналогом святилища-мишкана. Можно сказать, что пасхальное блюдо - съедобный Мишкан.
Тамара, автор блога "Мысли вслух"
**********
**********
Более подробное описание семейной истории читайте в статье "Пасхальное блюдо - съедобный Мишкан"
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Чтобы оставить комментарий, напишите текст в окошке и выберите в "Подписи комментария" профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.