Картинки "Блог-Диалог"а УВЕЛИЧИВАЮТСЯ по клику Мышки.

пятница, 4 июля 2014 г.

Шабат. Поговорим о ХАЛЕ

Несколько дней назад на страничке Ларисы Табачник прочитала объявление:


Интересная традиция - готовить хлеб в общественном месте. Вероятно для этих женщин такой ритуал имеет особенное значение. Я с уважением отношусь к хозяйкам, которые сами готовят дома торты, пирожки, булочки, печенье и каждую субботу пекут ХАЛУ. Субботний хлеб.
Почему это имеет для них такое значение?

Один наш с тобой, Сестра, дальний родственник, атеист и полый профан в иудаизме, сохранил до седых лет традицию отцовского дома - каждую субботу иметь на столе сладкую халу и не резать её ножом, а отламывать по кусочку. Объяснить смысл и значение этого ритуала он не может, так как даже его родители уже были атеистами.
Почему же это имеет для него такое значение?

Не только в Израиле и не только в еврейских семьях умеют печь и любят кушать ХАЛУ. 
Посмотрим видео-сюжет. Один из тысяч, которые опубликованы уже по просторам интернета.



Таких фильмов великое множество на разных языках. Это настоящие мастер-классы для желающих научиться. Некоторые просмотрены десятки тысяч раз.
Почему это важно для женщин из разных стран?

Сама я помню, как и многие мои ровесницы, круглый, высокий коронообразный каравай, очень белый, сладкий и вкусный. Его именовали в хлебном магазине "Хала". Но до недавних пор ни это слово, ни это изделие не связывалось у меня с еврейской традицией.
Да и сейчас я пока зафиксировала в памяти только то, что КРУГЛУЮ халу пекут на Рош-а-Шана, сама "хала" - это вовсе и не выпеченная булка, а кусок теста, отделяемого от общего замеса, для посвящения или сожжения, или... - не буду смотреть в Википедию! подожду рассказов знающих людей.

Так какое же значение имеет ХАЛА, субботний хлеб, для еврейской женщины, всей её семьи и для людей, ведущих религиозный образ жизни?

всматривающаяся и прислушивающаяся

Разговор о Хале уже начался:
Разговор о Шабате тоже:
Хала, Вино, Свечи, Благословения

1 комментарий:

  1. Сестра, в этой публикации ты задала целый ряд серьезных вопросов - кратким комментарием сложно на них ответить, но я рискну...
    №1: Почему это (готовить хлеб в общественном месте) имеет для них такое значение?
    Я думаю, что главное тут не место, а группа - женщины встречаются для общения, и чтобы выполнить необходимую работу - спечь халы к шабату, ведь время дорого. Простейшие аргументы: обмен опытом, секретами, рецептами, способами и т.д. - ведь любая хозяйка стремится разнообразить блюда, чтобы порадовать семью. Но я вижу в коллективной стряпне и более глубокие причины: в современном мире гораздо сложнее, чем 150-200 лет назад и раньше, когда все люди придерживались какой-нибудь религии, оставаться ВЕРУЮЩИМИ РЕЛИГИОЗНЫМИ СОБЛЮДАЮЩИМИ евреями! (я не случайно перечислила все три выделенные крупным шрифтом слова - это не синонимы, каждое из них несет свой смысл, но об этом - отдельно). Каждому из нас очень важно чувствовать себя частью большого важного ценного дела - служения Творцу всех миров. Мужчинам это чувство сопричастности дает миньян три раза в день, а женщинам - хоть изредка совместная молитва, песни, танцы, ХАЛА!
    №2: Почему же это (сладкую халу) имеет для него (нашего родственника) такое значение?
    Психологи говорят: "Все мы родом из детства"... Я думаю, что нашему с тобой родственнику, Сестра, важна не вкусная сладкая булка как таковая, а та атмосфера, которую умела создать мама, накрывая стол к ужину в пятницу и собирая всю семью. То отношение к свежей ХАЛЕ, которое он мог видеть с рождения у родителей (они ничего не говорили об иудаизме, но жили ЕВРЕЯМИ! - я это видела, но поняла лишь, когда начала изучать) и старших братьев. Я уверена, что для него это не просто особый субботний хлеб - это ТРАДИЦИЯ, освященная любовью и уважением к родителям.
    Ответить на завершающий статью вопрос я хотела бы подробнее - не в формате комментария, эта тема достойна статьи!

    ОтветитьУдалить

Чтобы оставить комментарий, напишите текст в окошке и выберите в "Подписи комментария" профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.

Новые статьи за неделю

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Архив блога