Сестра, в этой публикации ты задала целый ряд серьезных вопросов - кратким комментарием сложно на них ответить, но я рискну...
№1: Почему это (готовить хлеб в общественном месте) имеет для них такое значение?
Я думаю, что главное тут не место, а группа - женщины встречаются для общения, и чтобы выполнить необходимую работу - спечь халы к Шабату, ведь время дорого. Простейшие аргументы: обмен опытом, секретами, рецептами, способами и т.д. - ведь любая хозяйка стремится разнообразить блюда, чтобы порадовать семью. Но я вижу в коллективной стряпне и более глубокие причины: в современном мире гораздо сложнее, чем 150-200 лет назад и раньше, когда все люди придерживались какой-нибудь религии, оставаться ВЕРУЮЩИМИ РЕЛИГИОЗНЫМИ СОБЛЮДАЮЩИМИ евреями! (я не случайно перечислила все три выделенные крупным шрифтом слова - это не синонимы, каждое из них несет свой смысл, но об этом - отдельно). Каждому из нас очень важно чувствовать себя частью большого важного ценного дела - служения Творцу всех миров. Мужчинам это чувство сопричастности дает миньян три раза в день, а женщинам - хоть изредка совместная молитва, песни, танцы, ХАЛА!
№2: Почему же это (сладкую халу) имеет для него (нашего родственника) такое значение?
Психологи говорят: "Все мы родом из детства"... Я думаю, что нашему с тобой родственнику, Сестра, важна не вкусная сладкая булка как таковая, а та атмосфера, которую умела создать мама, накрывая стол к ужину в пятницу и собирая всю семью. То отношение к свежей ХАЛЕ, которое он мог видеть с рождения у родителей (они ничего не говорили об Иудаизме, но жили ЕВРЕЯМИ! - я это видела, но поняла лишь, когда начала изучать) и старших братьев. Я уверена, что для него это не просто особый субботний хлеб - это ТРАДИЦИЯ, освященная любовью и уважением к родителям.
Ответить на завершающий статью вопрос я хотела бы подробнее - не в формате комментария, эта тема достойна статьи!
Какое значение имеет ХАЛА, субботний хлеб, для еврейской женщины, всей её семьи и для людей, ведущих религиозный образ жизни?
Разговор о Хале уже начался:
Разговор о Шабате тоже:
Хала, Вино, Свечи, Благословения
Сестра, ещё раз выскажу восхищение твоими Халами - красотища и, думаю, вкуснятина! Но зачем их так много? Вы приглашаете большое количество гостей? ты носишь халы в синагогу? ты угощаешь своих соседей? Ведь скушать за два дня столько сдобы - это чре-ва-то....
ОтветитьУдалитьСестра, еще раз благодарю за комплименты!
УдалитьВкус халы, да и любого блюда, зависит от знания и выполнения Секрета №4 из рецепта ребецн Михаль Каплан: чем больше искренности в добром пожелании в момент начала готовки еды, тем вкуснее она получается.
А количество продиктовано трудоемкостью процесса - уж если затевать такую работу, то чтобы хватило на 2-3 шабата! Минимальное число хал для одного шабата при малом количестве едоков - 3 шт. По традиции Хабада в шабат (и праздники) устраивают только 2 трапезы с хлебом - вечером в пятницу и днем в субботу. Соответственно, если из двух хал вечером съели только одну, то днем необходимо добавить лишь еще одну.
В синагогу я ничего не ношу, т.к. у нас в городе нет "эрува" и носить в шабат что бы то ни было запрещено. С немцами-соседями у нас отношения чисто "соседские": здравствуйте - до свидания...
Оставшиеся целыми халы я упаковываю в пакеты и замораживаю. А чтобы они были как свежие в следующий шабат, перед зажиганием свечей вынимаю их из морозильника и прямо в пакете кладу на крышку электро-термоса.
На трапезах субботних едят только небольшой кусок обязательно , из рук того, кто произносит над ними благословение за всех. А потом, кто сколько желает. Халы долго хранятся. Что остается, затем можно и в другие дни, после Шабата - есть. А две халы благословляют, так как это символично : две скрижали завета.
ОтветитьУдалить