При внимательном рассмотрении карты - 5, нам открывается история событий происходивших в дни царствования Ахашвероша. Пирамида перевернутая с ног нА голову, символизирует полное смещение ценностей в те времена. Легкомысленные завиточки, рюшечки и воланчики, присутствующие в украшении рисунка, намекают на праздную жизнь во дворце и отсутствие сильной руки. Об этом же говорит и расцветка листьев букета: пол-листа черная, вторая половина зеленая, т.е. правая рука не знает, что делает левая. Центральным местом, где сфокусирована главная тема - является крупное яйцо желтого цвета. Известно, что на Востоке именно желтый цвет указывал на зыбкость, изменчивость ситуации. Желтый цвет сравнивали с лучами солнца, с огнем, золотом и богатством. Теплые цвета вообще передают достоинство, убежденность в собственных силах и способность к активной жизни, управлению не только своими действиями, но и действиями других людей. Именно такого управленца (Ахашвероша) мы видим изображенным в центре яйца. В правой руке он держит оливковую ветвь - символ власти в мирный период его правления. В левой руке, он держит весы, которые чутко отображают изменчивость положения равновесия в каждый момент времени. На одной чаше - направленный против еврейского народа указ – результат козней злодея Амана, который приводил царю Ахашверошу аргументы, с целью убедить его уничтожить евреев, как народ разбросанный среди других племен, но не смешивающийся с ними, держащийся особняком, с религией, отличающейся от всех иных верований народов. Другой чашей весов мудрый Мордехай с Эстер должны были преодолеть фактическое забвение, отход евреев от заповедей Торы, прибегнув к раскаянию (за нарушение заповедей) и трехдневному посту для всех иудеев царства, что бы "излечить" подобное подобным: участие в пире, устроенном Ахашверошем, – то есть грех, связанный с обжорством не кошерной пищей, – они должны были искупить постом.
Чудесное избавление - от уничтожения.
Карта -7 представляет нам события, иллюстрирующие чудесное избавление от уничтожения. Мы видим терновый венец, который надежно защищает все находящееся внутри него: жизнь народов, заселяющих большие территории, со своей армией и государственным аппаратом. Даже невозможно себе представить, что бы их жизнь могла "повиснуть на волоске". Этого нельзя сказать о евреях, которые были рассеяны по всему миру на протяжении тысячелетий. По-воле судеб или любых других, не зависящих от них обстоятельств, могли оказаться в любой момент в самом неожиданном месте, как голубка на карте 7-мь, буквально одной лапкой цепляющаяся за ненадежную опору. Впрочем, сами по себе ни армия, ни государство не гарантируют прочного существования. Не менее важен дух народа, его способность противостоять надвигающейся опасности. "Не воинством и не силою, но духом Моим, - сказал Г-сподь, - написано у пророка Зхарьи (4:6). Угроза, нависшая над еврейским народом в дни Ахашвероша, должна рассматриваться как катастрофа вселенского масштаба. Само появление такой опасности обязывает нас задуматься над причинами произошедшего, даже если в конце концов угроза благополучно миновала и былые страхи облеклись в маскарад веселого праздника. Именно эту задачу ставили перед собой мудрецы, обсуждая события Пурима много веков спустя.
Следы одной из таких дискуссий доносит до нас сборник "Шир а-ширим раба", датируемый примерно V веком н. э.: "Почему нависла угроза над евреями в дни Амана? Разошлись во мнениях рабби Шимон Бар-Йохай и остальные мудрецы. Мудрецы говорят: “Из-за того, что поклонялись изображению Невухаднецара” (т.е. за десятки лет до событий Пурима). Рабби Шимон Бар-Йохай говорит: “Из-за того, что ели еду, приготовленную неевреями” (на пиру у царя Ахашвероша). Сказали мудрецы рабби Шимону: “Но ведь в этом были повинны только те, кто жил в городе Шушане? Почему же нависла опасность над всем народом?” Отвечает им рабби Шимон: “Все евреи ответственны друг за друга”». Эти три посыла и изображены на карте - 7 тремя листиками в клювике голубки. Итак, мы видим, что мудрецы связывали замыслы Амана с событиями, которые случились несколькими десятилетиями раньше. Общая канва этих событий изложена в первых главах библейской книги Даниэля. Там рассказывается, что три выдающихся представителя еврейского народа — Хананья, Мишаэль и Азарья — проявили мужество и, рискуя жизнью, отказались поклониться изображению царя Невухаднецара. Согласно мидрашу, евреи были готовы подчиниться царскому указу, и именно поэтому несколько десятилетий спустя, в дни Ахашвероша, над всем народом нависла смертельная опасность. В терминологии еврейских мудрецов подобные ситуации характеризуются как «эстер паним», то есть сокрытие [Б-жественного] Лика (само название свитка, читаемого нами в Пурим, Мегилат Эстер, может быть истолковано как "открытие сокрытого"). В таких случаях традиционные еврейские средства — обращение к Торе (мудрости), пророчеству и непосредственно ко Всевышнему — не приносят результатов. Лишь надрациональная способность к противостоянию силам зла и к самопожертвованию может оказаться сильнее "сокрытия".
Скрытое чудо - Б-г явно не проявляет себя и не появляется в истории.
Период в истории Израиля, описанный в "Мегилат Эстер", назвали периодом сокрытия лица: карта - 6. Люди не ощущали Божественного управления миром, они в растерянности, не знали, как поступить. Им казалось, что Бог скрылся, оставил мир на произвол «случайных сил». Мы видим, что на карте 6 изоражена только корона, которая обычно одевается на свиток Торы, но сам он не изображен на картинке, он как бы надежно скрыт от наших глаз за щитом, на котором слева в верхнем углу изображена причудливая птица с хвостом, заменяющим левую лапу, в виде извивающегося копья и языком змеи, готовым ужалить всякого не похожего на нее, инакоустроенного. Вторая лапа вместо правого крыла, подчеркивает приземленность, отсутствие полета воображения, мысли, способности к судьбоносным действиям и решениям. Лев в нижнем правом углу, больше похожий на кошку, символизирует еврейский народ, который скитается по городам и весям в надежде найти для себя пристанище, которое не может находиться в землях далеких от того места, где когда-то был храм. На эту мысль наталкивают два бубенчика, которые словно случайно оказались на этой карте, всплыв в память об одеянии первосвященников, служивших когда-то в иерусалимском Храме. Само имя Эстер переводится как «сокрытая» − никто не знал, что она еврейка, пока не пришло время, чтобы узнали об этом. В-вышний показал особенность такого времени (когда Он действовал как бы из-за завесы) тем, что в этой уникальной книге ни одно из имен Б-ожьих ни разу не упоминается. Мы чувствуем неизменно, незримо присутствующего Б-га Израиля во всех событиях "Мегилат Эстер", потому что только Он один мог так свести воедино и перевернуть происходящее тогда в столь чудесное избавление вместо полного уничтожения. Человек, который не имеет общения с В-севышним, находится во тьме и начинает думать, что его жизнь подвержена влиянию случая, обстоятельств, других людей. Аман бросал жребий и готовил план уничтожения евреев, и казалось, что обстоятельства невозможно изменить, потому что царский указ скреплен печатью и его уже нельзя отменить. Но, оказалось, можно написать другое письмо. Что мы можем увидеть в данной истории, полной «случайных» событий? Когда людям казалось, что уже ничего нельзя изменить, и некоторые готовы были торжествовать победу, были и те, которые доверяли В-вышнему, и по их молитвам В-вышний отменил приговор врага и явил Свою победу. И сегодня, в эти дни, читая Мегилат Эстер, мы можем сказать: "Не важно, какие обстоятельства нас окружают, важно, чтобы Б-ог осветил мир своим светом, и тогда любые приговоры и планы врага будут рассеяны, и В-севышний явит нам свою победу".
Тамара-Пальмочка
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Чтобы оставить комментарий, напишите текст в окошке и выберите в "Подписи комментария" профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.